Вирусный код и прививки
Роберт ЧесселКогда другие мне вредят, я стараюсь защищаться. Однако некоторые говорят мне, что им делается от этого плохо, что я должен позволить отбирать у меня мои наработки, что я не должен даже пытаться защитить себя.
Мне говорят, что я должен прекратить пользоваться Стандартной общественной лицензией GNU — лицензией, которая прививает меня от вреда. Вместо нее я должен принять лицензию, которая позволила бы другим безнаказанно грабить меня. Они хотят, чтобы я выбрал лицензию, которая запрещала бы мне обороняться. Хотят, чтобы я отдал свое право извлекать пользу из работ, основанных на моей,— право, данное мне действующим авторским законодательством.
Разумеется, они выражаются не так пылко. Как правило, “заразным” они называют не меня самого, “заразной” называют тактику моей правовой защиты. Лицензию, которую я выбираю, называют “вирусной”.
В повседневной речи слова “заражать” и “вирусный” относятся к болезням. Убеждение строится на метафоре. Юридический документ — это не болезнетворный организм, но закон нередко воспринимают как заболевание, так что метафора работает.
Те, кто хочет обобрать меня, говорят так, будто я вызываю у них недомогание, не давая им грабить меня. Они не хотят обращать внимание на тот якобы “недуг”, который их поражает,— мое здоровье и мои права, а также здоровье и права других людей. Вот они и подбирают метафору, чтобы сбить людей с толку. Они не хотят, чтобы кто-либо считал меня добропорядочным гражданином, пресекающим преступление. Им нужна метафора, чтобы одурачить других, вложить им мысль, будто я возбудитель инфекции.
Стандартная общественная лицензия GNU защищает меня. А слова “вирусная” и “заражает” связаны с тем, что мой выбор орудий защиты оборачивается болезнью тех, кто хочет меня ограбить. Мне нужна свобода от их грабежа, а им нужны полномочия вредить мне. Им плохо, когда они не могут причинить мне вреда.
Используя иную “медицинскую” метафору, можно сказать, что Стандартная общественная лицензия GNU — это прививка, защищающая меня от кражи.
Обратите внимание, что кража, о которой я веду речь, вполне законна при определенных обстоятельствах — если распространять свою работу по исправленной лицензии BSD или ей подобной, то другие могут законно взять ваши наработки, исправить или улучшить их, а затем запретить вам использовать результат. Лично я не одобряю такой порядок, но он существует.