Зачем авторское лево?
Лечь и ничего не делать, когда речь идет защите свободы других — проявление слабости, а не смирения.
В проекте GNU мы обычно рекомендуем применять такие лицензии с авторским левом, как GNU GPL, а не либеральные лицензии свободных программ без авторского лева. Мы не выступаем ожесточенно против лицензий без авторского лева — мы даже рекомендуем их изредка в особых обстоятельствах — но сторонники этих лицензий показывают пример ожесточенных выступлений против GPL.
В одном из таких споров оппонент заявил, что он пользуется одной из лицензий BSD, “выражая смирение”: “Я не прошу от тех, кто пользуется моими программами, ничего, кроме признания моих заслуг”. Вряд ли можно считать “смирением” юридическое требование признания заслуг, но в этом есть более глубокий смысл, о котором мы здесь поговорим.
Смирение — это пренебрежение своими собственными интересами, но интерес, от которого вы отказываетесь, когда не применяете авторское лево для своих программ,— это не просто ваш собственный интерес. Кое-кто, пользуясь вашим исходным текстом в несвободной программе, отказывает в свободе другим, так что если вы позволите ему это, то вы не сумеете защитить свободу этих людей. Лечь и ничего не делать, когда речь идет о защите свободы каждого — проявление слабости, а не смирения.
Выпуская свой исходный текст под одной из лицензий BSD или какой-нибудь другой безвольно-либеральной лицензией, вы не поступаете дурно; программа остается свободной и служит на благо нашему сообществу. Но это слабость, и в большинстве случаев это не лучший способ содействовать свободе пользователей изменять программы и обмениваться ими.
Вот конкретные примеры несвободных версий свободных программ, которые нанесли серьезный вред миру свободы.
- Те, кто выпустил LLVM под лицензией без авторского лева, тем самым дали nVidia возможность выпустить качественный несвободный компилятор для своих микропроцессоров, оставляя набор инструкций в секрете. Таким образом, мы не можем написать для этой платформы свободный компилятор без трудоемкой обратной разработки. Несвободная адаптация LLVM — это единственный компилятор для этих машин, и скорее всего, он единственным и останется.
- Intel применяет несвободную версию системы MINIX, которая свободна, но без авторского лева, в черном ходе управляющего устройства своих современных процессоров.