Сообщество свободного программного обеспечения 20 лет спустя:
Успех большой, но не полный; что дальше?
Ричард СтолменРовно двадцать лет назад, 5 января 1984 года, я уволился из Массачусетского технологического института, чтобы начать разработку GNU, операционной системы, состоящей из свободных программ. Хотя мы так и не выпустили полную систему, подходящую для повседневного применения, десятки миллионов людей применяют вариант системы GNU, по большей части не зная, что их система является таковой. “Свободная программа” не значит “бесплатная”; это значит, что пользователь волен выполнять программу, изучать исходный текст, править его и передавать дальше с изменениями или без них, бесплатно или за вознаграждение.
Я надеялся, что свободная операционная система откроет путь к окончательному избавлению от той системы порабощения, какой является несвободное программное обеспечение. Я испытал на себе тот отвратительный образ жизни, который несвободные программы навязывают своим пользователям, и я твердо решил освободиться сам и дать возможность освободиться другим.
Несвободные программы несут с собой антиобщественную систему, запрещающую сотрудничество в сообществе. У вас, как правило, нет возможности взглянуть на исходный текст; вы не знаете, какие скверные штучки и какие дурацкие ошибки там могут быть. Если программа вам не нравится, вы не можете ее изменить; вы беспомощны. И что хуже всего — вам запрещено обмениваться ею с кем бы то ни было. Запрещать обмен программами значит разрывать узы, скрепляющие общество.
Сегодня у нас есть крупное сообщество пользователей, работающих в GNU, Linux и других свободных программах. Тысячи людей хотели бы расширить его и задались целью убедить других пользователей “пользоваться свободными программами”. Но что значит “пользование свободными программами”? Значит ли это освобождение от несвободных программ или просто установку свободных программ рядом с ними? Какова наша цель — вести людей к свободе или просто познакомить их с нашими программами? Другими словами, работаем мы ради свободы или сменили эту цель на завоевание пустой популярности?
Легко привыкнуть не замечать этого различия, потому что во многих распространенных ситуациях разницы нет. Когда вы пытаетесь убедить человека опробовать свободную программу или установить операционную систему GNU/Linux, и та, и другая цель приведет на практике к одному и тому же поведению. Однако в других ситуациях эти две цели подсказывают совершенно различные действия.
Например, что нам делать, когда несвободный видеодрайвер Invidious, несвободную базу данных Prophecy или несвободный интерпретатор и библиотеки языка Индонезия[1] выпускают в версии, которая работает на GNU/Linux? Благодарить разработчиков за эту “поддержку” нашей системы или относиться к этой несвободной программе так же, как к любой другой — как к привлекательной помехе, соблазну принять оковы, проблеме, которую нужно решить?
Если вы ставите своей целью рост популярности определенных свободных программ, если вы стремитесь убедить как можно больше людей пользоваться свободными программами какую-то часть времени, вы могли бы подумать, что эти несвободные программы — полезная помощь в достижении этой цели. Трудно оспорить утверждение, что их доступность помогает популяризации GNU/Linux. Если широкое применение GNU или Linux — конечная цель нашего сообщества, по логике вещей нам следует приветствовать все приложения, которые работают на ней — и свободные, и несвободные.
Но если наша цель — свобода, то все меняется. Пользователи не могут быть свободны, пока пользуются несвободной программой. Чтобы освободить граждан киберпространства, мы должны заменять эти несвободные программы, а не принимать их. Они представляют собой не вклад в наше общество, а соблазн установить постоянную несвободу.
Есть два распространенных мотива для разработки свободной программы. Первый — отсутствие программы для решения задачи. К сожалению, согласие применять несвободную программу устраняет этот мотив. Второй — желание быть свободным, которое побуждает людей писать свободные замены несвободных программ. В подобных случаях этот мотив — единственный, который может работать. Просто пользуясь новой и незавершенной свободной заменой до того, как она станет технически сопоставима с несвободной моделью, вы в состоянии помочь создать для разработчиков стимул продолжать работы до тех пор, пока программа не станет превосходной.
Эти несвободные программы не тривиальны. Разработка свободных замен для них будет большой работой; она может занять годы. В этой работе может понадобиться помощь будущих хакеров, людей, которые сегодня еще слишком молоды,— людей, которых еще предстоит вдохновить на работу над свободными программами. Что мы можем сделать сегодня, чтобы помочь убедить других, в будущем, поддерживать необходимую решимость и намерение завершить эту работу?
Самый эффективный способ усилить наше сообщество на будущее — разносить понимание ценности свободы — учить как можно больше людей признавать нравственную неприемлемость несвободных программ. Те, кто ценят свободу, в конечном счете являются ее лучшей и необходимой защитой.
Первоначально опубликовано на Ньюсфордж.